На предыдущий уровень


С.Панько

Детство: развитие библейского взгляда1

Вот наследие от Господа: дети
псалмы 126:3

Введение

Одну из замечательных частичек своего великого творения – мироздания (Пс.18). Создатель творит через нас – родителей, с участием нашим, взяв нас в исполнители замыслов своих, в соработники. Маленькая, но немаловажная в системе огромного Творения, частичка эта – это ребенок. Именно «ребенок», а не «новый человек», так как, произнося «человек», мы обычно представляем взрослое, как бы совсем другое существо: довольно ограниченное, полное амбиций, дурных привычек, зависти, обид, агрессии. Частичку эту родители получают во владение свое, действительно, подобно тому, как получают люди наследство: создано оно, главным образом, трудом других, может быть очень уже давно. Наследники сами, если и приняли некоторое участие в создании его, то самое малое. Ценное незаслуженное еще богатство дается как бы авансом и свыше.

Однако, как соработникам, родителям поручается очень сложная и ответственная работа: воспитывать детей своих (Еф.6:4). Работа требует знаний и умений. Результаты именно этой работы определяют, в первую очередь, как растут дети – в радости, или страданиях – и кем они вырастут – праведниками или злодеями. Определяют и то наследство, которое они передадут детям своим. Это подобно тому, как, получивший в наследство роскошный сад, должен быть неплохим садовником, лично или как руководитель команды специалистов. При этом сад будет процветать, плодоносить и передан в наследство детям еще в лучшем состоянии, чем принят был. Во владении же человека неразумного, бездельника или просто непрофессионала сад будет чахнуть и приходить в состояние непотребное.

Как мы, родители детей наших, справляемся со своей частью работы? Ответ очевиден – в общем, в массе своей, плохо, даже очень плохо. Большинство детей в нашем обществе принимают чуждые нам духовные ценности и вредные привычки, плохо учатся, круг интересов их ограничен; какая-то часть их еще и агрессивна, нетерпима. Весь процесс воспитания в большинстве семей – это сплошная борьба «отцов и детей» со взаимными потерями и мучениями. И лишь в немногих семьях царит мир и согласие. Там сочетается самостоятельность детей со множеством общих интересов и дел и полным отсутствием антагонистических противоречий. Именно в таких семьях дети идут «по стопам родителей» и в духовном и профессиональном любом другом смысле.

В чем же причина, почему лишь в немногих семьях воспитание действительно в радость и приносит желанные плоды, а в большинстве мучительно и бесплодно? Попытка проанализировать различные подходы и результаты (Матф.7:16-20) неизбежно приводит нас к выводу, что в первом, успешном случае в основу воспитательных подходов кладутся христианские принципы, а во втором, провальном – ветхозаветные2. Парадокс состоит в том, что именно неудачные воспитатели уверены, что они придерживаются истинных христианских принципов, яростно отстаивают свои подходы и пытаются учить других.

Разобраться в библейских принципах отношения к детям и проблеме их воспитания, отделить ветхозаветные подходы от христианских, по-видимому, невозможно, не рассмотрев проблему в историческом аспекте. Рассмотрим вначале, каково было отношение к детям в Ветхом Завете, и ветхозаветные времена.

Отношение к детям в Ветхом Завете


Возникновение и первые проявления отношений

Истоки проблемы детства и библейского отношения к ней логично искать в «детстве человечества», в описаниях тех времен, когда человек уже был сотворен, но еще не отправлен после ослушания – нарушения запрета не вкушать плодов с древа познания добра и зла – на землю в жизнь самостоятельную. Поэтому естественно было бы искать сведения об упомянутых истоках в первых главах книги Бытия, которые и посвящены Сотворению вообще и творению человека в частности. Однако там нет ни слова о детстве, развитии, воспитании – нет ничего о детях вообще. Ни о самих детях, ни о чем-то к детству относящемся не упоминается в этих главах. В очень кратком и, по-видимому, полностью символичном описании сотворения человека он – Адам – возникает уже вполне взрослым3, как следует, например, из следующих стихов второй главы (по нашим человеческим понятиям, конечно, следует):

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал…

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

Не сказано явно в этих первых главах ничего и о воспитании и об обучении Богом Адама и Евы4. С точки зрения современного читателя Библии, отсутствие здесь описания правильных приемов воспитания Творцом первых людей земли и Его собственного хорошего примера на этом поприще, являет собой упущение прекрасной возможности положительного влияния на людей. Сейчас хорошие книги по воспитанию детей издаются в большом количестве немалыми тиражами, и они приносят пользу тем, кто действительно читает их. Библия была и остается самой читаемой книгой, ее воздействие на богоизбранный народ было огромным. Несколько фраз или заповедь о правильном воспитании детей, будь они приведены в книгах Ветхого Завета, несомненно повлияли бы положительно на понимание Израильским народом того времени (к которому и были непосредственно обращены эти книги) природы ребенка и правильных, эффективных подходов к его воспитанию. Да и на культуру других народов, как мы видим теперь, написанное в Ветхом Завете оказывает немалое влияние. Это понимание и соответствующее его применение родителями помогло бы воспитывать с детства, как в простом народе Израиля, так и в царях и правителях его положительные, угодные Богу качества. Помогло бы оно, наверняка, также и закреплению неприятия таких отрицательных противных Господу устремлений как, например, идолопоклонство, с которым так трудно боролся Создатель. Оно помогло бы избавить этот народ от многих тяжких проблем в его истории или, по крайней мере, смягчить их.

Таким образом, из текста первой книги Библии мы узнаем, что Творцом создано было совершенное и прекрасное творение – ребенок, однако словесная «инструкция разработчика по его выращиванию» или не была свыше дана, или, что, по-видимому, более вероятно, была людьми утрачена. Результатом этого явилось возникновение в вопросах воспитания детей многих предрассудков, заблуждений и, как следствие – проблем.

Вообще, человечество не осталось совсем без инструкций. Самые главные и необходимые из них были записаны Творцом каждому из людей в виде инстинктивных программ в его гены и другие виды долговременной памяти, возможно пока еще неизвестные современной науке. Записаны подобно тому, как записываются в постоянную память компьютера (ПЗУ) при изготовлении его некоторые программы (БИОС) начала работы, т.е. загрузки системы. Записаны аналогично тому, как делалось это еще до создания человека – в мире животных. Рассмотрим это несколько подробнее.

Отношение к обучению и воспитанию в мире доветхозаветном

С тем, чтобы представить себе более полную картину детства, отношения к воспитанию и обучению в историческом развитии, интересно было бы посмотреть, как дела обстоят и на более ранней, низшей ступени развития – в мире животном. Это тоже, конечно, библейская ступень, библейская эпоха: несколько стихов первой главы книги Бытия посвящены творению животного мира Земли (Быт.1:20-25). В день пятый и часть шестого дня эпохи Творения, до того как Создатель занялся человеком, Он создавал разные царства, семейства, виды животных. «И увидел Бог, что [это] хорошо» (Быт.1:25). Создавал, естественно, не только непосредственно самих животных, но и механизмы воспитания и обучения их детенышей родителями своими. Создавал, отлаживал, подгонял, развивал. Делал это, конечно, и с тем, чтобы использовать в более сложных системах, для более развитых животных, более сложного поведения. Использовать, в том числе, и при создании человека – наиболее сложного и развитого организма из всех населивших землю. Механизмы эти не просты, даже у таких простейших созданий, как муравьи и пчелы, не говоря уж о таких развитых, как например, приматы. Однако применяют их животные, движимые инстинктивными программами, которыми они были наделены свыше, как правило, без проблем – успешно и эффективно. Применяют, в том числе, и для организации таких сложных социальных сообществ, как стаи и семьи, для обучения на собственном примере детенышей своих поведению в этих сообществах. Причем, в семьях животных хотя и бывают изредка сбои, однако, как правило, семьи эти прочны [15] и не распадаются так часто, как у людей.

У человека же с социальным поведением все много хуже получается, и наверно, не только потому, что оно у него сложнее, а главным образом потому, что, он часто не желает следовать тем принципам и инструкциям, которые в него Творцом заложены были. Не желает, поскольку возомнил себя «как боги», познав, что такое добро и зло, познав, когда еще не готов к этому был, до того, как это познание запланировано у Создателя было.

Проблемы детства в эпоху, предшествующую избраню Богом своего народа

Первые проблемы воспитания возникают уже в самом идиллическом периоде существования человечества – во время жизни Адама и Евы в раю. Ева, наслушавшись речей змея и попав под дурное его влияние, возжелала «быть как боги» (Быт.3:5), ослушалась Отца, а затем соблазнила этим и Адама. За это ослушание они и были наказаны. Заметим, что наказал их Бог не с помощью какого-то специально придуманного для них зла, а тем, что обеспечил им возможность жить так, как они того захотели (пример воспитательных подходов и любви к детям своим совсем не по Соломону).

Вся дальнейшая история человечества – это сплошные тяжкие проблемы с плохим воспитанием тесно связанные. Уже первый сын первых людей стал братоубийцей (Быт.4:8). Воспитательный уровень всего народа опустился до столь низкого, что люди прочно погрязли в грехах разврата, и Богу пришлось уничтожить их потопом (Быт.6:5-22). Очень жестокое наказание, если учесть, что в водах потопа погибли не только нечестивые взрослые, отказавшиеся строить с Ноем ковчег, но и дети. Несомненно, это было тяжкое для Бога решение. Однако уже у спасенного от потопа благочестивого Ноя возникли проблемы отношения с детьми (Быт.9:20-27). Интересно, что проклял он не сына своего Хама, проявившего непочтительность к отцу, а сына его Ханаана (Быт.9:25-27). Мы не знаем точной причины этого поступка, но как возможное объяснение можно привести и такое: Ной, спровоцировавший грех сына, проклинать его не решился (тем более что тот был благословлен самим Богом см. Быт.9:1). Внука же, ребенка, проклясть было гораздо легче, т.к. дитя за личность, и вообще, за человека тогда не считали. Впрочем, поскольку о причинах такой реакции Ноя нам Библия ничего не говорит, то это лишь предположения.

Библейская история Израиля, его проблемы и беды, связанные с отсутствием в его главной книге указаний по системе воспитания детей

Заметим, что хотя слова «дитя» «младенец» и их производные употребляются в книгах Ветхого Завета очень часто, ни в одной из них нет описания ни одного ребенка – его жизни, воспитания и т.п. Если и встречается упоминание ребенка, то только в связи с какими-то намерениями или действиями взрослых. Сами дети совершенно не интересны авторам книг Завета. Это соответствует отношению к детям в Израиле, да и во всем остальном мире в ветхозаветные времена.

Дети в древнем Израиле считались Божьим благословением (Пс.126:3; Пс.127:3), бездетность – признаком проклятия и даже позора (1Цар.1:5-7). Однако здесь речь идет не об отношении к самим детям. Здесь речь о выгоде их родителей, причем, в основном будущей, которая реализована будет в тот уже период, когда дети вырастут, а родители состарятся и взрослые дети будут сначала помощниками в делах семьи, а затем и кормильцами престарелых родителей, ведь, в те времена не было пенсионной системы. Именно так говорит о том псалом 126 (Пс.126:3-5):

3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева.

4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.

5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.

Считалось, что дети, пока не достигнут зрелости, не заслуживают серьезного отношения. Ребенок – это еще не человек, а нечто из чего вырастает человек. Период детства – время, в основном, физического взращивания, поэтому малоинтересно (Еккл.11:10; Гал.4:1). Ребенок не считался личностью. Статус ребенка в семье и обществе был крайне низок. Об этом свидетельствует, например, то, что в Ветхом Завете принято говорить вместе и одинаково о детях и домашнем скоте (Исх.12:12; Ион.4:11) и то, что родители могли продать ребенка в рабство.

Девочки, по-видимому, вообще за людей не считались. Об этом говорят, в частности, такие факты ветхозаветной жизни, которые современному человеку ни только принять, но и понять невозможно. Вполне благообразный и положительный иудей мог добровольно отдать дочерей своих на поругание и растерзание развратной толпе, на мучительную и позорную смерть (Быт.19:8; Суд.19:24). В отличие от отношения современного, сами дети вовсе не считались «ангелочками», как сейчас принято считать, а скорее нечистыми, очищаемыми в процессе взросления обучением [].

Приведем два эпизода из Библии хорошо характеризующих разное отношение к детям в ветхозаветной культуре израильтян и Бога. Первый – это дискуссия Бога с Авраамом перед уничтожением им нечестивого города Содома (Быт.18:23-33). Авраам, не может согласиться с тем, что из-за грехов развратных жителей города будут погублены и его праведники. Он вступает в спор с Владыкой, высказывая Ему это свое сомнение. Господу, судя по всему, эта затянувшаяся дискуссия не нравится. Этому может быть масса причин. Одна очевидная состоит, по-видимому, в том, что Авраам говорит только о взрослых праведниках, дети его, похоже, или вообще не волнуют или он считает, что судьба детей – это не тема для серьезного разговора взрослых, что похоже, было вполне естественно в культуре того времени. Для Господа ситуация тут прямо противоположная: спасение взрослых праведников для Него сложной проблемы не представляет – Он может просто сохранить жизнь им переселив на новое место жительства, как сделал это Он вскоре с семьей Лота. С детьми, не успевшими еще нагрешить, ситуация гораздо сложнее: их не так просто переселить без их нечестивых родителей приготовленных в планах уничтожения. Господа, в отличие от Авраама, явно волнует судьба пока еще не погрязших в грехах детей, о чем говорит нам другой эпизод, описанный в короткой, но очень интересной книге пророка Ионы.

Иона после долгих мытарств, связанных с его нежеланием выполнять поручение Господа по приведению к покаянию и, соответственно, спасению нечестивого города Ниневии – столицы Ассирии, государства, через которое множество бед и страданий выпало на долю народа Израиля, наконец до него добирается. Проповедью своей Иона приводит-таки народ и царя Ниневии к покаянию. Однако он никак не может смириться с тем, что город этот уничтожен не будет и готов под палящим солнцем хотя бы и много дней сидеть, чтобы увидеть гибель ненавистного его народу города. Господь же после нескольких знамений, помогающих дойти до пророка смыслу Его действий, объясняет ему Свои намерения еще и словами (Ион.4:11): «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?». Причем заметим, что здесь выражение «не умеющих отличить правой руки от левой», вместо простого слова «дети» способствует тому, что мысль Господа прочнее закрепляется в памяти читателя книги.

Мы не найдем также упоминаний о детях в двух книгах Ветхого Завета посвященных женщинам: Исфирь и Руфь. Все там кончается удачным замужеством героинь и извлечением из него выгоды народу своему или себе любимой.

Нет и в десяти заповедях (Втор.5:6-21), упоминания о детях, хотя мы с точки зрения нашей земной логики ожидали бы видеть ее там. Ведь заповедь о родителях не только дается, но и добавлено пояснение к ней – почему необходимо чтить отца и мать. Нет в этом ожидаемой симметрии. Поскольку Библия говорит нам что, десять заповедей записаны на скрижалях завета самим Богом (Втор.10:4), то это значит, что Он сам посчитал ее лишней. Следовательно, в данном случае ссылка на то, что подобная заповедь могла быть утеряна или по какой-то другой причине не включена людьми, передававшими устно и затем записавшими содержание книги, исключается.

Проблема обучения в Ветхом Завете

Целый ряд стихов Ветхого Завета (Исх.12:24; 13:8; Втор.4:9; 6:5-7; 11:19) говорит о необходимости духовного воспитания детей, передачи им знаний о заповедях и традициях, данных Богом.

Проблема воспитания в Ветхом Завете

Однако книги Ветхого Завета не полностью игнорируют детей. Есть в них утверждения детей касающиеся, которые до сих пор вводят в соблазн многих верующих6.

Книга притч содержит несколько стихов, которые, как принято обычно считать, говорят о воспитании ребенка. Несмотря на довольно немалое их количество, все они рекомендуют один подход – наказание и один инструмент – розгу (6 упоминаний слова розга): Прит.10:13; 22:15; 29:15; 13:25; 19:18; 23:13; 29:17; 3:11. Еще более жесткие «воспитательные» меры предлагаются в законе Моисеевом – смертная казнь для непокорных детей-подростков через побиение их камнями (Втор.21:18-21). Очевидно, все эти весьма жестокие меры воздействия на ребенка вряд ли стоит называть воспитательными. Во-первых, методы, которые Соломон предлагает в притчах своих, если воспринимать их не через некую призму политкорректности, а так как есть – включают довольно жестокое избиение ребенка розгой7, во-вторых, сам он нигде не увязывает свои рекомендации с поведением ребенка8, а тем более с воспитанием его, и наконец, такое жестокое наказание, как избиение розгой может реально применяться только к уже выросшему из младенческого возраста ребенку, т.е. уже практически воспитанному, а не к младенцу, когда воспитание особо актуально. Розга – это есть попытка перевоспитания ребенка уже воспитанного настолько плохо, что он совершает какие-то особо вредные, достойные сурового наказания поступки, что очевидно, имел в виду и сам царь израильский. Однако, как мы знаем, ребенок сотворен настолько совершенным, что при правильных подходах к воспитанию, соответствующих природе ребенка, он на такие поступки просто не способен.

На этом «соломоновом» подходе следует остановиться подробнее, ибо он до сих пор является ключевым в подходах к воспитанию детей, служит некоторым водоразделом в этих подходах. Однако, поскольку отличие «соломонова» подхода и подхода основанного на профессионализме родителей аналогично отличию отношений к миру и человеку Ветхого и Нового Заветов (что весьма символично и характерно), то остановимся сначала на этом последнем отличии.

Отличие подходов Ветхого и Нового Заветов

Ветхий и Новый Заветы поддерживают, как это не кажется странным, два принципиально разных подхода к религии, Богу, миру, в котором мы живем. Ветхий Завет – это в основе своей прикладное учение. Оно дано было израильскому, пока еще даже и не народу, для того, чтобы сформировать из этой «жестоковыйной» толпы недавних рабов народ, богоизбранный народ. Сформировать, решая при этом труднейшие задачи становления, завоевания и обживания «земель обетованных», уничтожения языческих религий народов, живущих в тех землях, и истребления самих народов заодно. Главным образом оно представляло собой освященную свыше расширенную основу законодательства создаваемого государства9 и всего того, что тесно к законодательству примыкает: морали, культуры и т.п. Поэтому и отношение к человеку в Ветхом Завете чисто прикладное – он там такой, как есть, со всеми свойственными ему пороками. В отношении ветхозаветной религии к человеку явно ощущается юридическая основа: упор на правильность исполнений всего, правильность ко всему отношений и даже правильность мыслей. Также и педантично указываются соответствующие наказания за неисполнение предписываемого. Главная же и ближайшая задача в отношении человека состояла в том лишь, чтобы сколько надо улучшить его, довести до уровня, с которым можно было бы строить новый народ, государство богоизбранного народа. Причем, улучшить быстро, не более, чем за два поколения. Вчера они были еще рабами в Египте, правда, сидящими «у котлов с мясом» (Исх.16:3). Сегодня они путешественники в пустыне, задача которых выжить и произвести на свет новое поколение. Поколение, которое завтра будет завоевывать «земли обетованные» и строить на них новое общество, новое государство. Естественно, Ветхий Завет давал народу и изложение основ религии, истории человечества и израильского народа, текущих пророчеств, но краткость этого изложения и зачастую символический характер его создают впечатление, что оно играет тут вспомогательную роль, дополнение к Закону.

Новый Завет же – учение фундаментальное10, в том смысле, что оно гораздо более отвлеченно от сиюминутных прикладных задач. Давший его людям богочеловек Христос неоднократно это подчеркивал: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан.18:36). Новый Завет, в отличие от Ветхого, рассматривает человека не таким, как он есть сейчас, а таким, каким он должен быть, каким он был задуман и создан Творцом. Поэтому и задачи воспитания человека здесь иные, принципиально более высокого уровня. Совсем иные принципы «краеугольные камни» предлагает Новый Завет положить в основу отношения человека к миру, окружающему его, и к Богу – это любовь (Матф.22:36-40) и радость (Фил.4:4). Для обычного современного, как и ветхозаветного, взрослого человека, исключая очень редких его представителей, это по большому счету невозможно, пока еще невозможно. Не понять это ему, не принять – как это можно осуществлять практически. А для любого ребенка первых лет жизни, не испорченного еще воспитанием, любовь и радость – это обычно, они живут этим. Для него боги – это родители его, дети любят родителей своих, какими бы они не были. Окружающий мир малышам очень интересен и огромную радость доставляет им его изучать, познавать, особенно вместе со своими богами-родителями. Трудно при этом вообразить их этакими абстрактно-ленивыми маниловыми или радующимся неизвестно чему идиотиками. Малыши все трудоголики радости своей не утратившие еще данной им свыше неуемной энергии. Не просто трудоголики-роботы. Как никому другому им свойственно качество Творца-создателя – творческий подход ко всему. По-другому они просто не могут – нет у них еще шаблонов взрослых на все случаи жизни.

Не такого ли отношения ожидает и от нас, взрослых, Создатель? В творении Своем – ребенке – Он дал людям образец модели правильных отношений. Он дал людям учителя и тренера этих отношений – ребенка11. Он устами Иисуса Христа через учеников Его – апостолов-евангелистов сообщил это людям (Матф.18:3). Однако люди в большинстве своем неспособными оказались понимать Учителя, не доросли12. Воспитывая ребенка, это невоспитанное само большинство ломает, уродует прекрасное творение Создателя, при этом вместо того, чтобы совершенствоваться вместе со своим малышом, приближаясь к Творцу – деградирует и отдаляется от Него.

Сравнение роли «соломонова» подхода к воспитанию во времена древнего Израиля и сейчас

Общекультурная система, базирующиеся на соломоновых принципах наказания и гораздо более гуманных инстинктивных программах, заложенных в каждого человека Создателем, обеспечивала воспитание адекватное стоящим перед формирующимся новым народом главных ближайших ветхозаветных задач. Народу этому тогда более всего нужны были войны, хлебопашцы, ремесленники. Для решения первоочередных задач истребления народов, населяющих землю обетованную, поставленных перед руководителями формирующегося Израиля Богом (Втор.7:16,22), личности, воспитанные на принципах любви к ближнему, новозаветного учения Христа, были не нужны. Задачи завоевания налагают на завоевателей требование воинской дисциплины, а не гуманного либерализма.

Можно заметить, что предлагаемый Соломоном в его притчах подход к перевоспитанию детей, основанный на жестких наказаниях хорошо согласуется с ветхозаветным принципом воздаяния – «око за око и зуб за зуб». Невоспитанное дитя воздает родителям за плохое его воспитание вредным поведением, не преднамеренно обычно воздает, но так оно получается, таковы реалии жизни. Родители воздают детям за это поведение тем самым наказанием, на котором царь израильский так настаивает в притчах своих. Далее дети воздают более изощренным вредным поведением и т.д. Но эта цепь воздаяний не заканчивается и со взрослением детей и вступлением их в жизнь самостоятельную, так как, во-первых, при этом не заканчивается общение родителей и их взрослых детей и место порки занимают другие, часто замаскированные воздаяния, а во-вторых, за плохое свое воспитание родителями взрослые дети воздают плохим воспитанием (т.к. иному не обучены были) уже своим детям и цепь воздаяний продолжается.

Можно также отметить, что подход с опорой на наказание хорошо согласуется и с теми методами, которыми Бог пытался на протяжении всей истории от Адама до Христа «воспитать» свой «жестоковыйный» народ. Результат, несмотря на огромные усилия и реки пролитой крови оказался минимальный: они отучились от идолопоклонства и были готовы принять (на деле оказалось – распять) Мессию.

Заметим также, что предлагаемый Соломоном подход, касающийся воспитания детей, неплохо вписывается в разряд любимых древним царем «соломоновых решений», в прямом смысле крылатого выражения – «остроумное решение, ловкий выход из трудного или щекотливого положения». С одной стороны, в условиях формирующегося нового государства из толпы «жестоковыйных» рабов вышедших из Египта, подход работал на формирование в народе нужной тогда ему дисциплины. Но, с другой стороны, очень жесткая с садистским уклоном формулировка стихов притч, связанных с воспитанием способствует тому, что в новых новозаветных условиях, семьи, способные профессионально воспитывать детей своих часто просто игнорируют рекомендации древнеизраильского царя в любом их толковании, справедливо считая их устаревшими и неприемлемыми. Однако, к сожалению, для огромного числа современных христиан рекомендации Соломона являются соблазном уйти с путей профессионального христианского воспитания на принципиально более легкие поначалу ветхозаветные пути, базирующиеся на строгости и наказаниях.

Воспитание новозаветного человека, очевидно, должно основываться в первую очередь не на строгости и наказаниях, а на тех специально созданных Творцом для воспитания инструментах, задатках, свойствах ребенка. Зачем же было, в противном случае, Ему стараться, создавая такое совершенство?

Подходам Ветхого и Нового Заветов соответствуют два разных пути, два разных стиля жизни и, как следствие, два непохожих результата. Путь первый – путь правильности – подобен дороге по узкому навесному мосту над горным ущельем. Вдали красивые, покрытые седыми снегами вершины на фоне ясного синего солнечного неба, но не до красот мира вокруг. Шаг влево, шаг вправо – в пропасть… Страшно свалиться вниз, в бездонное ущелье. И хочется порою сделать что-то красивое, умное, полезное людям, но страшно отвлечься от пути, от узкой дороги к далекой цели. Мосты навесные над горными ущельями вещь нужная и полезная. Однако строятся они вовсе не для того, чтобы людям жить на них.

Путь второй новозаветный – путь любви и радости – ассоциируется со счастливой жизнью в райских садах. Живут в садах тех ангелы небесные, нам они пока недоступны. Даже во снах и мечтах трудно вообразить себя гуляющими в их благоухании. Так же трудно представить себя последовательно и твердо следующим во всем в нашей повседневной жизни новозаветным заповедям любви и радости. Любви не только к Богу, но и людям ближним и дальним, любви к врагам своим. Трудно поскольку мир окружающий нас не живет по заповедям этим, исключая, может быть, лишь отдельных героев, да отшельников. Но нет – не совсем это так, к счастью нашему. Есть в жизни нашей земной целый мир, целая вселенная, живущая по принципам любви и радости – это мир детства! Как любят малыши, еще воспитанием не испорченные, своих богов-родителей, какую радость излучают они, играя с ними и с бабушками своими и с дедушками тоже. Да очень еще многое в этом прекрасном мире нашем вызывает их неподдельную радость, как мы уже говорили об этом, будем еще и в следующем разделе касаться этой темы.

К сожалению, именно подход к воспитанию детей, базирующийся на наказании детей, а не на профессионализме родителей, часто выдают за христианский [11] , хотя сам Христос ни разу о наказании детей не говорит, Он предлагает совсем иные принципы.

Общекультурный взгляд на детство Ветхозаветные времена

Отношение Ветхого Завета соответствовало общекультурному взгляду на детей и период детства. Мы не найдем, за редким исключением [13] , описания детей в дошедших до нас письменных памятниках античности и средневековья. Археологи не находят никаких предметов в могилах детей, анализ которых мог бы пролить хоть какой-то свет на отношение к детям в те времена – ни игрушек, ни украшений, никаких других предметов быта, которыми зачастую так богаты могилы взрослых. Тот факт, что ребенок не считался личностью, и что период детства был малоинтересен людям, подтверждается и тем, что [8]:

Мир мало изменился в моральном отношении за последние 2-3 тысячи лет, но в отношении к детству в течение нескольких последних веков произошли поразительные перемены. «Виноваты» в этом, по большей мере, те несколько фраз из Вечной книги, которые две тысячи лет назад были произнесены Иисусом Христом, не понятые тогда никем, о которых мы будем говорить ниже.


Отношение к детям в Новом Завете

Две тысячи лет назад Христос, пришел в наш мир, чтобы заключить Новый завет между Богом и человеком, исполнив Старый (Матф.5:17). При этом Он, исполняя пророчества, многое изменил в этом мире. Многие заповеди, имевшие временный характер и не соответствовавшие вечным задумкам Творца, были изменены или вообще отвергнуты Христом. Другим стал богоизбранный народ, другими большáя часть принципов отношений его с Богом. Совсем другим стал сам дух Завета.

Об этом различии уже было сказано. Рассмотрим теперь, какой подход демонстрирует Новый Завет в вопросе о детстве.

Книги Нового Завета приводят два эпизода, в которых Христос демонстрирует свое отношение к детям (Мар.9:35-37; 10:13-16) (или тоже Матф.18:1-5; 19:13-15; Лук.9:46-48; 18:15-17), и два высказывания апостола Павла непосредственно о воспитании (Еф.6:4; Кол.3:21). Хотя это очень немного, общая суть христианского отношения к детям и их воспитанию показана здесь вполне определенно. Как и во многих других случаях, Христос дает здесь принципиально новое13 новозаветное видение проблемы.

В трех Евангелиях описывается эпизод, который хорошо отражает отношение Иисуса к детям (Мар. 10:13-16). К Нему приносят детей. Ученики не допускают приносящих. Христос негодует по поводу этих действий учеников.

Различные предположения выдвигаются, по поводу того, какие мотивы заставили апостолов препятствовать детям приходить к Иисусу, и почему это вызвало Его негодование. Однако для таких действий ученикам не надо было никаких специальных мотивов, никакой инициативы. Они действовали в полном соответствии с принятым у иудеев тогда отношением незначительности и неинтересности детей и детства: не стоит отвлекать важных взрослых от их серьезных разговоров и дел. Отношение распространенное и по сей день во многих культурах. Негодование Христа показывает, что Он отвергает такое отношение. Иисус не дает такого же развернутого объяснения, почему эти отношения следует изменить, как Он это делает в двух других случаях, соседствующих в Евангелиях с описанным (Мар.10:2-12 – отношение к разводу, Мар.10:17-25 – отношение к богатству). Христос ограничивается одной фразой (Мар.10:14):

«…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него»,

явно указывая, что период детства не только не неинтересен, а очень важен, что у них, детей, надо учиться (Мар. 10:15). Не из важных разговоров серьезных взрослых, не из проповедей знаменитостей и не из научных трактатов можно узнать самую главную истину – как войти в Царствие Божие, – а, постигнув и приняв ту мудрость, которую Творец вложил в детей, в их отношение к окружающему их миру (Матф.18:3 «и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное...»).

Но что это значит – «как дети»? Тезис свой Иисус формулирует, с одной стороны, по философски общо, а с другой – кратко и афористично. Это хороший прием, если цель говорящего состоит в том, чтобы высказывание его произвело впечатление на слушателей, запомнилось и потом передавалось из уст в уста в течение долгого времени, оказывало влияние на взгляды общества. Иисус неоднократно блестяще использовал этот прием. Однако кратко сформулированная глубокая мысль допускает обычно разные толкования. Как правило, выдвигающие подобные непростые тезисы каким-то образом их поясняют. К сожалению, авторы дошедших до нас очень кратких, увы, описаний жизни и учения Христа таких пояснений не приводят. Если задавать произвольным случайным людям этот вопрос – что они думают по поводу того, что имел в виду Христос, говоря о возможности вхождения в Царство Небесное – то, как правило, они дают ответ простой и краткий – наподобие того, что от детства унаследовать надо такие обычные качества малышей, как искренность или непосредственность. Люди, профессионально связанные с образованием, могут добавить, что малышам свойственна любознательность и обучаются они всему новому гораздо быстрее и лучше, чем взрослые. Изредка добавляют, что все малыши – личности творческие (от слова Творец, заметим, кстати). Творческие, по крайней мере, пока не пройдут «суровую школу» образования сначала неформального родительского, а затем очень формального школьного и не усвоят стандартные шаблоны «правильных» ответов на разные возникающие вопросы и методы угадывания их приложимости к разным случаям. Комментаторы Библии тоже склонны приводить к соответствующим стихам Евангелий лишь краткие комментарии, ограничиваясь одним-двумя характерными качествами ребенка. Однако если бы все было так просто, то почему бы и самому Иисусу не высказать мысль свою полностью? Ведь «как дети» и «искренни как дети» звучит почти одинаково. По-видимому, мысль Иисуса в данном случае гораздо более глубока, как и в других его подобных высказываниях14. Логичнее, ведь, считать, что смысл тезиса Иисуса о детях гораздо более глубок. Глубок, поскольку в ребенка Творцом его заложены оптимальные наилучшие качества, часть из которых проявляется у всех детей «автоматически», без активного участия родителей. Часть же требует их воспитательных усилий, чтобы по мере взросления под влиянием окружающей среды, в коей «князь мира сего» почти полновластный хозяин, не приобрели их чада качеств непотребных и вредных, возможность, чего тоже, конечно, заложена в ребенка изначально, т.е. свыше. Поэтому стоит присмотреться к этим изначально проявляемым свыше данным всем малышей качествам. Не о них ли говорит Христос? Ведь свойственно малышам и положительное, радостное отношение к жизни, к познанию мира их окружающего и вера в своих богов-родителей, уверенность в их всесилии и радость общения с ними и отсутствие до поры, до времени таких вредных качеств, как гордыня, ненависть, зависть и т.п.

Рассмотрим, что говорят нам заповеди, о воспитании, данные апостолом Павлом (Еф.6:4; Кол.3:21). В обоих стихах звучит «Отцы, не раздражайте (в современном переводе: не ввергайте во гнев, не ожесточайте [2] ) детей ваших …». Каковы же главные причины раздражения детей, что в процессе воспитания ввергает их в гнев? Две из них тесно связаны с воспитанием и довольно очевидны. Подходы, основанные на наказаниях и страхе, не только провоцируют гнев, но и настраивают детей против родителей и против Бога. Ребенок также впадает в гнев, когда не удовлетворяются его естественные потребности, как физические, так и психологические. Любой родитель знает, как капризен бывает ребенок, если он голоден, не выспался или устал, но далеко ни каждый понимает, что тот же гнев вызывается ощущением отсутствия любви со стороны родителей, дефицитом общения, заботы. Таким образом, апостол Павел также со всей определенностью отвергает ветхозаветные подходы.

Вторая часть заповеди Еф.6:4 («…воспитывайте их в учении и наставлении Господнем») частично совпадает с ветхозаветными указаниями о духовном воспитании. Во второй части заповеди Кол.3:21, («…дабы они не унывали») явно просматривается указание на эмоциональные потребности ребенка, до понимания о которых психологическая наука дошла почти через два тысячелетия после Павла, существование которых до сих пор с упорством, достойным лучшего применения, игнорируют сторонники воспитания, основанного на наказаниях.


Обратим внимание на важные отличия учения Христа от ветхозаветного

Во-первых, противоположна направленность заповедей. Мрачновато-обвинительный тон ветхозаветных заповедей сменяется заботливым, а пренебрежительное отношение к детям – возвышающим их до мудрости Творца заложенной в них.

Во-вторых, во всем Новом Завете нет ни одной заповеди, которая повелевала или рекомендовала бы нам наказывать детей. Более того, во всех 27-ми книгах нет ни одной фразы, произнесенной Иисусом, апостолами или кем-либо другим, которая бы положительно оценивала наказание родителями своих детей. Это наводит на размышления, учитывая, что в Ветхом Завете такие заповеди даются неоднократно.

В-третьих, ничего не говорится о системе исправления плоховоспитанных, в то время как ветхозаветная система воспитания, основанная на наказаниях, является, по существу, системой исправления.

В-четвертых, не говорится о необходимости дисциплины.

И самое главное. Ветхозаветный подход основан на предположении, что воспитатель лучше и мудрее ребенка. Новозаветный же предполагает, что безгрешный ребенок лучше подпорченного грехом взрослого и что в нем (ребенке) заложена свыше мудрость несравненно превосходящая «мудрость» воспитателя.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Направленность заповедей

Такая смена подхода к детям, в общем, соответствует изменению отношений Бога со своим уже более зрелым народом (Иер.31:31-34).

О наказаниях

Над этим пунктом следует поразмыслить еще и потому, что многие люди даже неплохо знающие Библию уверены, в том, что она рекомендует родителям строить систему воспитания на строгости, дисциплине и наказаниях. Обычно сторонники наказаний приводят отрывок из «Послания к Евреям» (Евр.12:6-11).

6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Отрывок этот, очевидно, не касается воспитания детей. Он приводится в контексте необходимости стойкости и терпения в отстаивании своей веры: автор послания, приводя пример «героев веры» (Евр.10:38-12:1), и Иисуса (Евр.12:1-3), говорит о неизбежности страданий (Евр.12:4-11). Это трудный вопрос (вопрос страданий), о который спотыкаются многие, идущие к Богу. Поэтому столь уместны в послании объяснения, почему Бог не только допускает страдания (в том числе и праведников), но и сам, наказывает детей своих. Для пояснения своей мысли автор использует наиболее близкий пример из повседневной жизни людей: наказание детей их земными родителями. Пример понятный всем – и ветхозаветным иудеям, которые наказывали детей согласно закону Моисея, и нашим современникам, которые тоже не могут пока обойтись без наказания детей своих. Однако в данном стихе не содержится рекомендаций земным родителям наказывать своих детей и не дается оценки таким наказаниям. Некоторые считают, что такая оценка дается в стихе 11, но этот стих, являясь продолжением стиха 10, касается наказания взрослых, т.е. грешников, «Отцом духов». На это же указывает слово «всякое» в начале стиха 11. Очевидно, оно может относиться только к наказанию Богом, т.к. не всякое наказание людьми «доставляет мирный плод праведности» (терроризм, псих, расстреливающий подростков на дискотеке в наказание за обиду, кем-то ему нанесенную). Не богодухновенное деление текста Библии на главы и стихи создает некоторое впечатление автономности стиха 11, и следовательно, применимости его и к наказанию людьми.

Другой соблазн толковать стихи Евр.12:5-11 как заповедь земным родителям наказывать своих детей проводится через некоторые логические умозаключения, смысл которых состоит в том, что раз Бог наказывает своих детей и это хорошо, то и земные родители должны наказывать своих. На самом деле, используемая здесь логика некорректна и приводит к опасным выводам. Так, например, Гитлер оправдывал проводимое им уничтожение народов тем, что и Бог это делал и одобрял.

Очевидно также, что и духовная преемственность Ветхого и Нового Заветов не дает нам повода подменять новозаветные заповеди о воспитании ветхозаветными, основанными на страхе наказания, т.к. Новый Завет предлагает совершенно новый подход к проблеме суда и наказания (Матф.7:1-5).

Разбираемый нами отрывок (Евр.12:4-11) очень полезен для правильного понимания наших взаимоотношений с Богом. Стоит поразмыслить над ним, чтобы хотя бы частично понять глубокий смысл, заложенный там, но опасно нагружать его смыслом, не предусмотренным автором послания.

Еще один близкий по теме стих – Откр.3:19, тем более, никак нельзя считать заповедью родителям наказывать своих детей.

В современной психологии хорошо разработаны подходы к наказанию, соответствующие духу христианского учения, с которыми можно ознакомиться в литературе [3,4,6,7,9] .

О системе исправления

Мы знаем, что идеальное воспитание невозможно, что ни один родитель не может обойтись без того, чтобы время от времени исправлять свой воспитательный брак (непослушание детей, их лень, дурные привычки и т.п.). Стандартным приемом здесь является наказание (заметим, кстати, что при этом виновник плохого воспитания наказывает его жертву – справедливость наизнанку). Это принято и в общекультурных и в ветхозаветных подходах. Почему же и сам Иисус и ученики его начисто игнорируют необходимость исправления, почему ни одно их слово об этом не попало в Писание? Неужели они верили, что будущие родители-христиане станут идеальными воспитателями? Но ведь они прекрасно знали, что такое есть человек.

Один из аргументов в пользу мудрости такого подхода мы находим в известной книге христианского писателя-психотерапевта Р. Кэмпбелла «Как по-настоящему любить своего ребенка» [3] . В одной из последних глав, посвященной дисциплине и наказаниям он пишет:

«Пожалуйста, помните то, о чем вы прочли в предыдущих главах, потому что я перехожу к изложению очень непростого материала и с нелегким сердцем решаюсь опубликовать его. Почему? Потому что многие родители читают книги, подобные этой, только для того, чтобы извлечь информацию, которая им нужна для оправдания уже сложившихся у них представлений о принципах воспитания. Я боюсь, что родители используют на практике лишь эту одну главу и совершенно упустят тот факт, что к наказанию надо прибегать только в крайних случаях.»

Христос более последователен. В богодухновенных книгах Нового Завета нет ни одной фразы о воспитании детей, которая стала бы соблазном отказаться от более трудных на первых порах христианских профессиональных подходов. Но люди сами придумывают такие фразы и мысли, приписывают их Библии и верят им более, нежели писаному Слову.

О дисциплине

Вопрос дисциплины интересен как в теоретическом, так и практическом плане. Апологеты дисциплины, связывают ее, в основном, с послушанием и повиновением родителям. Однако роль дисциплины, конечно, гораздо шире. Она помогает успешно учится, избегать вредного влияния дурного окружения, всяческих соблазнов и т.д. Тот, кто обладает естественной внутренней дисциплиной легче вписывается в коллектив, успешнее недисциплинированных. Таким образом дисциплина – это важная характеристика человека и важно, чтобы в ребенке она была.

На первый взгляд кажется, что поборники дисциплинарных подходов к воспитанию правы и делают хорошее дело. Но попробуем разобраться в проблеме глубже. В их подходах и методиках [11] дисциплина воспитывается на основе страха наказания, желания получить положительное подкрепление и избежать отрицательного (т.н. корректировка поведения, см. напр. [4] стр.136). То есть в этих подходах вырабатывается набор приобретенных инстинктов, на которых и держится такая дисциплина. Естественные механизмы дисциплины (которые, кстати, у детей довольно сильны), основанные на врожденных (т.е. Богом данных) инстинктах, навыках и задатках, при этом подавляются. Таким образом, считается, что надо сломать естественный, якобы не совершенный, механизм дисциплины (Создателем заложенный в ребенка) и создать свой, более совершенный. На самом деле этот созданный механизм дисциплины, опирающийся на страх наказания и другие подобные внешние стимулы – это по существу лишь костыль дисциплины. Он, как и любой костыль, представляет массу неудобств пользователю (т.е. ребенку), который, естественно, будет всегда стремиться его отбросить, и, несмотря на значительные усилия по его поддержанию со стороны воспитателей (ох, нелегкая это работа), вероятнее всего отбросит в подростковом возрасте. Тут-то родители, пошедшие на поводу у поборников дисциплинарных подходов, и получают полный букет тяжелых, практически неразрешимых проблем от ставших неуправляемыми чад своих: ведь и костыль дисциплины выброшен, и естественный механизм давно сломан.

Но как же быть, что делать родителям? Ведь любой ребенок на каждом шагу норовит сотворить что-то, что нам очень не нравится, и даже опасно для его здоровья и жизни: не хочет спать или есть, когда давно пора, пытается сломать дорогую вещь, засунуть что-то в электророзетку15. Ответ прост: делать то, что делают умелые, успешные родители – научиться искусству ладить с детьми и управлять ими с любовью. Не всегда это получается и у искусных родителей, но если в Вас есть любовь и желание, то научиться этим гораздо более приятным, чем розга, методам управления можно. При этом Вы сделаете доброе дело, отказавшись от прямых методов дисциплинирования, основанных на подавлении воли ребенка, страхе наказания, навязывании чувства вины, которые неэффективны и вредны. Эти методы не способны воспитать в ребенке внутренней дисциплины, которая так понадобится ему в жизни. Они приводят к эффекту противоположному желаемому, воспитывают такие отрицательные качества характера как страх, скрытность, двуличие и т.п.

О мудрости в детях и у родителей

Подход, призывающий к переделке и исправлению детей грубой родительской силой, игнорирует необходимость учета состояния ребенка, т.е. «обратную связь» (Прит. 19:18), и отрицает мудрость, заложенную Богом в ребенка. Мудрость, которая проявляется через естественные потребности, заложенные в ребенка, через врожденные задатки, инстинкты и т.п. Мудрость, на которую явно указывает Христос (Матф.18:2-4). Мудрость, о которой говорит нам Апостол (Рим. 1:19-20).

Система воспитания, основанная на учении Христа

Во-первых, необходимо исходить из того, что Бог – мудрый творец, а ребенок – его совершенное гармоничное творение (Быт.1:27,31; Матф.18:3-4), а не некая «недоделка», которую нужно улучшать, исправлять, ломать, переделывать (как это считают сторонники подходов, основанных на наказании). Творцом заложено в ребенка все необходимое для его успешного развития. Более того, зная какие мы неважные воспитатели, Он не доверяет нам активную роль на самых ответственных этапах развития ребенка (первый год жизни). Он сам направляет процесс, в основном, через врожденные инстинкты и навыки, заложенные как в ребенке, так и в родителях, отводя последним лишь пассивную роль. Это касается таких навыков, как умение ходить, говорить (вернее, освоение языка, или даже нескольких языков [14] ) и т.д. Большинство родителей не справляются даже с этой пассивной ролью, о чем говорит тот факт, что большая часть детей шепелявит, картавят и не могут правильно произносить многие звуки даже в школьном возрасте16.

Во-вторых, Творцом создан мудрый механизм, обеспечивающий всестороннее гармоничное развитие ребенка. Родителям в нем отводится хотя и очень важная, но не решающая роль. Если этот механизм не сломан, то роль решающая остается за Творцом, а родителям предлагается работа помощников, ассистентов, строителей, воплощающих в жизнь проект Архитектора.

Главными составляющими этого механизма являются:

Безграничная вера ребенка в родителей

Маленькому ребенку недоступно понятие небесного Бога. Но понятие Бога он, тем не менее, имеет, и весьма совершенное, так как в отношении маленького ребенка к родителям присутствуют все компоненты, из которых складывается правильное отношение человека к Богу. Это безусловная любовь (αγαπη) – нежное отношение к своим братьям и сестрам, прототип любви к ближнему взрослых. Это абсолютная вера во всемогущество, всезнание, мудрость родителей, в то, что они способны спасти, помочь и защитить от всех бед и невзгод. Это и страх. Библия говорит о страхе Господнем, психология утверждает, что одним из основных ощущений маленького и беспомощного ребенка является страх перед внешним миром, способным раздавить, и окружающими людьми, в т.ч. и родителями  [10] .

При правильном воспитании понятие Бога ребенка постепенно выделяется, выводится из его понятия родителей. Бог остается всесильным, абсолютно мудрым и справедливым, а родители – просто сильными, эрудированными, любящими.

Любознательность

Страсть к познанию окружающего мира, сотворенного Богом, – один из основных движущих мотивов, управляющих поведением ребенка. Если мотив этот не подавлен родителями в раннем детстве, то он становится основой для успешной учебы, творчества (подробней см. на http://baby.komi.com/Faculties).

Задатки практически неограниченных способностей

Библия говорит, что создан человек по образу и подобию Творца (Быт.1:27). Современная наука доказывает, что способности любого нормального человека можно развить до уровня лучших мировых посредством непростого длительного и грамотного воспитания (deliberate practice) [12] . Подробней см. на http://baby.komi.com/Faculties

Применение христианских принципов в воспитании

Мы более или менее последовательно применяем основные христианские принципы в своей взрослой жизни, но в отношении детей и их воспитания чаще всего их забываем или даже, почему-то отвергаем. В первую очередь стоит отметить следующие:

Покаяние

Библия учит, что нет людей безгрешных (Рим.3:10). Мы ограничены, часто ошибаемся, не всегда можем противостоять похотям и соблазнам. Ошибки в воспитании детей особенно опасны. Если гончар (горшечник) может сам заметить ошибки в своей работе и, выбросив или пустив на «неблагородное употребление» бракованную продукцию, внести поправки в производственный процесс, то воспитатель гораздо менее способен замечать свои ошибки. При этом он склонен винить в своем «браке» кого угодно вплоть до Бога. Христианский настрой на анализ своих поступков и готовность исправиться и изменить свое отношение (а это и есть покаяние) очень полезен воспитателю. Противоположный, обвиняющий во всем слабую сторону, – не приносит хороших плодов.

Пост и жертва

Дети учатся не на наших нотациях, а на нашем примере. Мир навязывает нам массу пустых и вредных привычек, качеств, занятий. Пост – это временный или полный отказ от чего-то, что приносит удовольствия. Если у вас появились дети, вы обязаны пересмотреть свой образ жизни и отказаться от многого, что может ввести ваших детей в соблазн. Это касается и употребления неполезной детям пищи, алкоголя, бесцельного времяпровождения. Лишь очень немногие семьи способны отказаться ради детей от телевизора, сериалов и всего дебилизма, с ним связанного.

Сопереживание, сострадание, прощение, милосердие

Обычный человек очень плохо умеет слушать и вникать в смысл говоримого собеседником, а следовательно, и сопереживать его проблемам. А без этого не может быть ни настоящего прощения, ни милосердия. Разработаны специальные подходы и приемы, позволяющие существенно улучшить способность понимать и сопереживать («активное слушание» и т.п.) [6,7] . Они не очень привычны обычному человеку и требуют специального освоения (тренинг). Подходы, основанные на дисциплине и наказании, отрицают саму необходимость понимания и сопереживания и, естественно, закладывают прочный фундамент проблемы «отцы-дети».

Молитва

Родитель, регулярно молящийся за своих детей, просящий мудрости у Бога в решении детских проблем, получает помощь свыше и огражден от многих ошибок и соблазнов неправильных путей воспитания.

Неформальное отношение (Матф.15:8)

На протяжении всего Ветхого Завета Бог старался отучить свой народ от формального поклонения, формального отношения к Нему, но к приходу Христа самые ревностные Его служители – фарисеи – так и остались формалистами. Так и многие родители ограничиваются лишь формальным исполнением своих обязанностей (зарабатывание денег и т.д.). Особенно часто этим пороком страдают отцы. Как результат, дети часто чувствуют себя сиротами, даже во внешне вполне благополучных семьях.



Почему всезнающий Бог не дал в Ветхом Завете совершенного решения вопроса воспитания

Подумаем – был ли у Него вариант лучший, чем тот, что Он реализовал?

Мы знаем, что проблема детства не единственная, по которой Бог не предложил в своему народу идеально совершенного решения законе Моисеевом. В Библии мы находим множество таких примеров. Возможно, не случайно основной отрывок, где Христос говорит об отношении к детям (Мар.10:13-16), размещен в Евангелиях рядом с эпизодами, где Иисус отвергает ветхозаветное отношение к разводу (Мар.10:2-12) и богатству (Мар.10:17-31).

Идеальное решение часто оказывается не только бесполезным, но и вредным, из-за того, что оно непонятно и неисполнимо для неподготовленных людей. В таких случаях предлагается подходы практически полезные, которые заставляют применяющих их расти и постепенно прийти к принятию более совершенных подходов (ср. жертвоприношения (Евр.9:8-10; 10:6,11), левитское священство (Евр.7:11), закон воздаяния – «Око за око, и зуб за зуб» (Матф.5:38-39), отношение к суду (Матф.7:1-5) и наказанию виновных (Рим.12:17-19; Матф.5:39), проблема развода (Матф.19:8) и т.д.). Когда же это временное решение выполнило свою «детоводительскую» функцию, оно должно быть оставлено, чтобы перейти на следующую, предлагаемую уже Христом ступень (Гал.3:24-26).

Закон Моисеев и Ветхий Завет были призваны воспитать и привести к принятию Мессии «жестоковыйный», постоянно ропщущий, во многих отношениях ограниченный народ, который детей за людей не считал, а дочерей на поругание отдавал. Когда Христос провозглашал (словом или действием) новые принципы отношения к детям, Его не понимал никто. Человечеству нужно было пройти длинный полуторатысячелетний путь развития под влиянием идей Христа, прежде чем оно стало что-то понимать в Его учении о детях. Процесс осознания идет и поныне. Передовая мысль приняла идеи Христа, с их учетом развиваются психолого-педагогические науки и методологии. Но есть множество учителей, которые не хотят или не могут идти дальше Соломона и отрицают явно или замаскировано само существование новозаветного учения о воспитании детей.


Полезны ли кому-нибудь ветхозаветные подходы сейчас

Может ли плохой родитель (пьяница, бездельник, бездушный и бездуховный, до примитивизма деградировавший) успешно воспитать детей на личном примере (а ведь это – личный пример – основа правильных подходов)? Ответ очевиден. Правильные, христианские воспитательные подходы предполагают наличие правильных воспитателей или хотя бы стремящихся таковыми быть. Поэтому, они непригодны воспитателям невоспитанным (а таких, увы, большинство). Путем дрессировки, основанной на страхе наказания, такой воспитатель может избавить ребенка от некоторых вредных качеств. В некоторых отношениях такое воспитание лучше его отсутствия, но, во-первых, такими методами трудно достичь результатов даже среднего уровня, а во-вторых, вредные побочные эффекты могут превысить положительный результат. Это особый вопрос – как лучше воспитывать своих детей тем, кому лучше бы вообще не быть родителями, кому «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море» (Лук.17:1-2). Мы его здесь не касаемся. Эти родители книг не читают, советов разумных не ищут.

Те же, кто учит родителей, стремящихся быть правильными воспитателями, строить свою воспитательную систему на дисциплине и страхе наказания, ввергает их в соблазн. Соблазн оставить верный, но трудный путь через перевоспитание себя, покаяние, изучение науки воспитывать. Как верные слуги сатаны такие учителя вместо реальной помощи по овладению наукой воспитывать выдают колеблющимся родителям индульгенции, позволяющие им отказаться от необходимой, но трудной и зачастую на первых этапах малоприятной работы, чтобы получить полный букет неприятностей, головной боли, потери здоровья и т.д., в дальнейшем, когда уже трудно что-то исправить. Их лжеучение как бы снимает вину с плохих воспитателей и обвиняет Бога в невоспитанности их детей. Их лжеучение создает иллюзию, что даже погрязший в грехах и деградировавший до примитивизма родитель может успешно воспитывать детей без какой бы то ни было душевной работы, не меняя себя и ничем не жертвуя.

Вызывает удивление как учение, в основе которого нет ни одной(!) христианской ценности, ни одного христианского принципа, а все принципы, на которых оно основывается, отвергнуты Иисусом и его учениками, столь успешно выдается за христианское.



  С.Панько

Литература:

  1. Библия. Синодальный перевод.
  2. Библия. Современный перевод.
  3. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка/ Пер. с англ. 5-е изд., Пер. с англ. - СПб.: “Мирт”, 1998. - 160с. (Campbell R. HOW TO REALLY LOVE YOUR CHILD)
  4. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 1999. - 192 с. (Campbell R. KIDS IN DANGER)
  5. Кэмпбелл Р., Лайкс П. Как понять своего ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 2001. - 158 с. (Dr. Campbell R., Likes P. How to really know your child)
  6. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training - PET)
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»
  8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  9. Прайор К. He рычите на собаку! Селена +, 1995
  10. Томас А.Харрис Я — О'Кей, Ты — О'Кей
  11. Добсон Джеймс. Непослушный ребенок. СПб.:"Мирт" 1998. - 224 с.
  12. K. Anders Ericsson, Ralf Th. Krampe, and Clemens Tesch-Romer. The Role of Deliberate Practice in the Acquisition of Expert Performance. Psychological Review 1993, Vol. 100. No. 3, 363-406
  13. Платон. Законы (VI-VII).
  14. Пинкер С. Язык как инстинкт: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Д. Мазо. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 456 с.
  15. Лоренц К. АГРЕССИЯ (так называемое "зло") Перевод с немецкого Г. Ф. Швейника М.: ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА "ПРОГРЕСС" "УНИВЕРС"

Сноски:

1 ↑ Предыдущий вариант статьи >> и учебник, который цитирует эту статью >>

2 ↑ Именно так, как это не покажется странным некоторым, уверовавшим во всякие модные в наш век методики, технологии и психологии, среди которых много дельных есть. Однако все дельные укладываются в христианский подход, что и разбирается в данной работе.

3 ↑ Однако то, что он не имел представления о добре и зле говорит в пользу того, что был все-таки он еще в некотором смысле ребенком. Впрочем, такая простая логика здесь вряд ли применима, поскольку информации у нас почти никакой, а Адам в раю был в стадии творения и, следовательно, сильно отличался от нас нынешних.

4 ↑ Хотя то, что сообщает нам Быт.2:19: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей…» довольно похоже на обучение, причем, несколько напоминающее действия воспитателей при развитии детских способностей по методике с карточками, изображающими животных и птиц, доктора Глена Домана.

5 ↑ Другой, кроме детей, такой огромной по численности группы людей (>120 000) в городе быть, ведь, не могло.

6 ↑ Многие проповедники большинства христианских церквей и конфессий называют учение о наказании детей выраженное в притчах Соломона христианским. Однако Соломон жил почти за тысячу лет до Христа. Отдельные его утверждения могут совпадать или нет с мыслями, донесенными нам от учения Христа, но это совсем разные учения. Нигде в книгах Нового Завета нет ссылок на учение Соломона. Более того, Христос противопоставляет Свое учение учению последнего (Матф.12:42, Лук.11:31)

7 ↑ Обычно комментаторы Библии не находит в Притчах Соломона жестокости по отношению к детям, предпочитают не замечать ее очевидности.

8 ↑ Какая-то попытка связать избиение ребенка розгой с его поведением есть в притче 22 «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит.22:15). Однако, только глупец, подобный упомянутому в приведенном стихе, может надеяться, что розга способна так просто удалить глупость.

9 ↑ Существенная часть главной, во многом определяющей и направляющей книги всего Ветхого Завета – Пятикнижия Моисеева, или Торы (закон в еврейкой терминологии), написана языком близким к юридическому.

10 ↑ Здесь нами использована терминология, принятая в классификации наук.

11 ↑ Таких моделей правильных отношений нам дано свыше немало. Самой наглядной из них, пожалуй, является модель правильной семьи – «и будут двое одна плоть». Прекрасная модель правильности здесь – это состояние взаимоотношений двоих в семью соединяющихся в тот период, когда семья только строится, т.е. в период влюбленности и ухаживаний и первых месяцев после ее оформления, когда каждый из двоих делает все возможное (и невозможное, обычно, позже, в последующие периоды истории семьи), чтобы предотвратить любую возможную опасность для будущей семьи, ищет компромиссы, причем такие, которые по возможности принесли бы радость своей половине. Опыт «модельных» отношений, приобретенный в эти месяцы, помогает молодым решать возникающие в дальнейшем семейные проблемы, к сожалению, обычно не долго. Увы, человеку свойственно довольно быстро забывать ни только хорошее, но и те пути, которыми к этому хорошему так удобно-приятно ходить было еще совсем недавно. Гармонично выстроенные интимные отношения – прекрасная модель реализации библейского принципа: «чем больше отдашь, тем больше получишь» (Прит.11:24). Притчи, которыми любил разъяснить Иисус неискушенным слушателям правильные подходы к сложным жизненным проблемам тоже являются хорошим примером моделей.

12 ↑ Нам могут возразить, что целью Христа в цитируемом выше общении Его с учениками своими (Матф.18:1-6) было показать им пагубность и греховность фарисейского менталитета и ориентации на человеческие земные материальные ценности, а вовсе не то, чтобы представить ребенка, как образец для подражания. Нам не дано знать, какие мысли занимали Иисуса в момент, когда Он преподносил этот урок ученикам своим. Однако из приводимого в Евангелии текста мы однозначно видим, что в важнейшем для учеников Христа (и для нас, конечно, тоже) вопросе о возможности попасть в Царство Небесное, Он указывает на ребенка, как образец для подражания. Заметим при этом, что ребенка в те времена, как мы видим из дошедших до нас документов того периода истории, совершенно не принято было рассматривать как образец ни в Израиле, ни в западной культуре вообще. Следовательно, то, что позаимствовать идею Учителю было не у кого, по-видимому, означает, что она дана была свыше.

13 ↑ Интересно заметить, что это было действительно принципиально новое отношение – ничего похожего мы не находим в дошедших до нас произведениях дохристианских мыслителей. Все, что писали они о детях давно устарело, а то что сказал «простой плотник из Галилеи» настолько опередило время, что не только не устарело за две тысячи лет, а до сих пор осознано и принято только некоторой «продвинутой» частью общества.

14 ↑ Сравните: (Иоан.8:7) «…Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень», или (Матф.7:5) «…вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом увидишь, как вынуть соринку из глаза брата».

15 ↑ Последний пример в исполнении поборников дисциплинарных подходов умиляет изысканностью садизма: устрашите ребенка, чтобы он при вас под страхом тяжких ременных побоев к розетке не подходил, а засунул туда свои нежные пальчики, когда Вас поблизости нет и опасность ремня, естественно, отсутствует. С практической точки зрения, впрочем, этот пример малоинтересен, т.к. с родителями, в доме которых, есть доступные малым детям открытые розетки нужно поступать так, как это рекомендует евангелист в стихе Лук.17:2.

16 ↑ Собственный опыт автора этой статьи показал, что простые игры, направленные на развитие речи детей не только избавили ее от всех дефектов, но и доставляли массу радости, как детям, так и родителям. Наказания здесь не эффективны и лишь множат «головную боль воспитателей».