На предыдущий уровень
С.Панько

Вот наследие от Господа: дети

(Пс.126:3)


Введение

Одну из замечательных частичек своего великого творения - мироздания (Пс.18) Создатель творит через нас - родителей, взяв нас в соработники. Речь идет о ребенке. Именно «ребенке», а не «новом человеке», т.к. говоря «человек», мы обычно представляем взрослое существо, довольно ограниченное, полное амбиций, дурных привычек, зависти, обид, агрессии.

Как соработникам нам поручена очень сложная и ответственная работа: воспитывать детей (Еф.6:4). Работа требует знаний и умений. Результаты именно этой работы определяют, в первую очередь, как растут наши дети - в радости, или страданиях - и кем они вырастут - праведниками или злодеями. Определяют и то наследство, которое они передадут своим детям.

Как мы справляемся со своей частью работы? Ответ очевиден – в общем, очень плохо. Большинство детей в нашем обществе принимают чуждые нам духовные ценности и вредные привычки, плохо учатся, круг интересов их ограничен и примитивен; они агрессивны, нетерпимы. Весь процесс их воспитания – это сплошная борьба «отцов и детей» со взаимными потерями и мучениями. И лишь в немногих семьях царит мир и согласие. Там сочетается самостоятельность детей со множеством общих интересов и дел и полным отсутствием антагонистических противоречий. Именно в таких семьях дети идут «по стопам родителей» и в духовном и профессиональном любом другом смысле.

Обычно говорят, что когда дети в семье дерутся между собой, то это нормально, так и должно быть. Я тоже дрался в детстве со своим братом и считал, что «это нормально» до тех пор, пока не подросли мои собственные дети. Теперь, наблюдая отношения, когда дети не только не дерутся между собою, но с нежностью относятся друг к другу, старшие во всем заботятся о младших, а те отвечают им благоговейной любовью и гордостью за них, я понял, что «это нормально» лишь в семьях с не очень хорошими подходами к воспитанию, что есть «путь еще превосходнейший» (1Кор.12:31).

В чем же причина, почему лишь в немногих семьях воспитание действительно радость и приносит желанные плоды, а в большинстве мучительно и бесплодно? Попытавшись проанализировать различные подходы и результаты (Матф.7:16,20) мы приходим к выводу, что в первом случае в основу воспитательных подходов кладутся христианские принципы, а во втором – ветхозаветные. Парадокс состоит в том, что именно неудачные воспитатели уверены, что они придерживаются истинных христианских принципов, яростно отстаивают свои подходы и пытаются учить других.

Разобраться в библейских принципах отношения к детям и проблеме их воспитания, отделить ветхозаветные подходы от христианских, по-видимому, невозможно, не рассмотрев проблему в историческом аспекте. Рассмотрим вначале, каково было отношение к детям в Ветхом Завете, и ветхозаветные времена.


Отношение к детям в Ветхом Завете

Развитие отношений

Первое описание отношения отцов и детей в Библии мы встречаем уже во второй главе книги Бытия. Взаимоотношения Бога и сотворенных Им Адама и Евы на первом этапе вполне соответствуют отношениям любящего отца с детьми среднего возраста. Причем, в этих отношениях просматриваются несколько принципов, к которым пришла психологическая наука в последние десятилетия (значит она на правильном пути): Бог регулярно общается с детьми (Быт.3:8-9, ср. [2]), у них есть общие занятия (Быт.2:15, 19), причем, последние, по-видимому, представляют собой что-то вроде игры. Ни о каких проблемах речи нет. Так продолжается до тех пор, пока Ева не попадает под дурное влияние извне. Наслушавшись речей змея, она, а затем и Адам, возжелали быть как боги и ослушались Отца. За это и были наказаны. Заметим, что наказал их Бог не с помощью какого-то специально придуманного зла, а тем, что обеспечил им возможность жить так, как они того захотели.

Вся дальнейшая история человечества – это сплошные проблемы воспитания. Уже первый сын первых людей стал братоубийцей (Быт.4:8). Воспитательный уровень всего народа опустился до столь низкого уровня, что люди погрязли в грехах разврата безвозвратно, и Богу пришлось уничтожить их потопом (Быт.6:5-22). Но уже у спасенного от потопа благочестивого Ноя возникли проблемы отношения с детьми (Быт.9:20-27). Интересно, что проклял он не сына своего Хама, проявившего непочтительность к отцу, а сына Хама Ханаана. Мы не знаем точной причины этого поступка, но как возможное объяснение можно привести и такое: Ной, спровоцировавший грех сына, проклинать его не решился (тем более, что тот был благословлен самим Богом см. Быт.9:1). Внука же, ребенка, проклясть было гораздо легче, т.к. дитя за личность, и вообще, за человека тогда не считали. Впрочем, поскольку о причинах такой реакции Ноя нам Библия ничего не говорит, то это лишь предположения.

Общее отношение

Дети считались Божьим благословением (Пс.126:3; Пс.127:3), бездетность - признаком проклятия и даже позора (1Цар.1:5-7). Однако считалось, что дети, пока не достигнут зрелости, не заслуживают серьезного отношения. Ребенок – это еще не человек, а нечто из чего вырастает человек. Период детства – время, в основном, физического взращивания, поэтому малоинтересно (Еккл.11:10; Гал.4:1). Ребенок не считался личностью. Статус ребенка в семье и обществе был крайне низок. Об этом свидетельствует, например, то, что в Ветхом Завете принято говорить вместе и одинаково о детях и домашнем скоте (Исх.12:12; Ион.4:11) и то, что родители могли продать ребенка в рабство.

Подобное отношение к детям было характерно не только для древних иудеев и восточных народов. Оно сохранялось у славян еще в средние века. Известно, что князья могли отдавать сыновей в залог. Так род великого князя литовского Витовта утратил престол, из-за того, что тот, не сумел получить обратно живыми своих сыновей, которых оставил в залог крестоносцам.

Девочки, по-видимому, вообще за людей не считались. Об этом говорят, в частности, такие факты ветхозаветной жизни, которые современному человеку ни только принять, но и понять невозможно. Вполне благообразный и положительный иудей мог добровольно отдать дочерей своих на надругание и растерзание развратной толпе, на мучительную и позорную смерть (Быт.19:8; Суд.19:24).

Мир мало изменился в моральном отношении за последние 2-3 тысячи лет, но в отношении к детству в течение нескольких последних веков произошли поразительные перемены. «Виноваты» в этом, по большей мере, те несколько фраз из Вечной книги, которые две тысячи лет назад были произнесены Иисусом Христом, не понятые тогда никем, о которых мы будем говорить ниже.

Проблема воспитания в Ветхом Завете.

Книга притч содержит несколько стихов, которые, как принято считать, говорят о воспитании детей. Несмотря на довольно большое их количество, все они рекомендуют один подход - наказание и один инструмент - розгу (6 упоминаний слова розга): Прит.10:13; 22:15; 29:15; Прит.13:25; Прит.19:18; Прит.23:13; Прит.29:17; Прит.3:11. Еще более жесткие «воспитательные» меры предлагаются в законе Моисеевом - убийство непокорных детей-подростков камнями (Втор.21:18-21). Очевидно, все эти весьма жестокие меры воздействия на ребенка вряд ли можно отнести к воспитательным. К сожалению, именно этот подход часто выдают за христианский [10], хотя, очевидно, сам Христос ни о чем подобном не говорит, Он предлагает совсем иные принципы.

Можно отметить, что подход с опорой на наказание хорошо согласуется с теми методами, которыми Бог пытался на протяжении всей истории от Адама до Христа «воспитать» свой «жестоковыйный» народ. Результат, несмотря на огромные усилия и реки пролитой крови – минимальный: они отучились от идолопоклонства и были готовы принять (распять) Мессию.

Проблема обучения в Ветхом Завете.

Целый ряд стихов Ветхого Завета (Исх.12:24; 13:8; Втор.4:9; 6:5-7; 11:19) говорит о необходимости духовного воспитания детей, передачи им знаний о заповедях и традициях, данных Богом.

Общекультурный взгляд на детство Ветхозаветные времена.

Отношение Ветхого Завета соответствовало общекультурному взгляду на детей и период детства. Тот факт, что ребенок не считался личностью, и что период детства был малоинтересен людям, подтверждается тем, что[7]:


Отношение к детям в Новом Завете

Две тысячи лет назад Христос, придя в наш мир, заключил Новый завет между Богом и человеком, отменив исполненный Им старый. При этом он, исполняя пророчества, многое изменил в этом мире. Другим стал богоизбранный народ, другими больша́я часть принципов отношений его с Богом. Многие заповеди, имевшие временный характер и не соответствовавшие вечным задумкам Творца, были изменены или вообще отвергнуты Христом. Рассмотрим, какой подход демонстрирует Новый Завет в вопросе о детстве.

Книги Нового Завета приводят два эпизода, в которых Христос демонстрирует свое отношение к детям (Мар.9:35-37; 10:13-16) (или тоже Матф.18:1-5; 19:13-15; Лук.9:46-48; 18:15-17), и два высказывания апостола Павла непосредственно о воспитании (Еф.6:4; Кол.3:21).

Хотя это очень немного, общая суть христианского отношения к детям и их воспитанию показана здесь вполне определенно. Как и во многих других случаях, Христос дает здесь новое (новозаветное) видение проблемы.

В трех Евангелиях описывается эпизод, который наиболее полно отражает отношение Иисуса к детям (Мар. 10:13-16). К Нему приводят детей. Ученики не допускают приносящих. Христос негодует по поводу этих действий учеников.

Различные предположения выдвигаются, по поводу того, какие мотивы заставили апостолов препятствовать детям приходить к Иисусу, и почему это вызвало Его негодование. Однако для таких действий ученикам не надо было никаких специальных мотивов, никакой инициативы. Они действовали в полном соответствии с принятым у иудеев тогда отношением незначительности и неинтересности детей и детства: не стоит отвлекать важных взрослых от их серьезных разговоров. Отношение распространенное и по сей день. Негодование Христа показывает, что Он отвергает такое отношение. Иисус не дает такого же развернутого объяснения, почему эти отношения следует изменить, как Он это делает в двух других случаях, соседствующих в Евангелиях с описанным (Мар.10:2-12 - отношение к разводу, Мар.10:17-25 - отношение к богатству). Христос ограничивается одной фразой:

«…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

Явно указывая, что период детства не только не неинтересен, а очень важен, что у них, детей, надо учиться (Мар. 10:15). Не из важных разговоров серьезных взрослых, не из проповедей знаменитостей и не из научных трактатов можно узнать самую главную истину – как войти в Царствие Божие, - а, постигнув и приняв ту мудрость, которую Творец вложил в детей.

Рассмотрим, что говорят нам заповеди, о воспитании, данные апостолом Павлом (Еф.6:4; Кол.3:21). В обоих стихах звучит «Отцы, не раздражайте (в современном переводе: не ввергайте во гнев, не ожесточайте [1]) детей ваших …». Каковы же главные причины раздражения детей, что в процессе воспитания ввергает их в гнев? Две из них тесно связаны с воспитанием и довольно очевидны. Подходы, основанные на наказаниях и страхе, не только провоцируют гнев, но и настраивают детей против родителей и против Бога. Ребенок также впадает в гнев, когда не удовлетворяются его естественные потребности, как физические, так и психологические. Любой родитель знает, как капризен бывает ребенок, если он голоден, не выспался или устал, но далеко ни каждый понимает, что тот же гнев вызывается ощущением отсутствия любви со стороны родителей, дефицитом общения, заботы.

Таким образом, апостол Павел также со всей определенностью отвергает ветхозаветные подходы.

Вторая часть заповеди Еф.6:4 («…воспитывайте их в учении и наставлении Господнем») частично совпадает с ветхозаветными указаниями о духовном воспитании. Во второй части заповеди Кол.3:21, («…дабы они не унывали») явно просматривается указание на эмоциональные потребности ребенка, до понимания о которых психологическая наука дошла почти через два тысячелетия после Павла, существование которых до сих пор с упорством, достойным лучшего применения, игнорируют сторонники воспитания, основанного на наказаниях.


Обратим внимание на важные отличия учения Христа от ветхозаветного.

Во-первых, противоположна направленность заповедей. Мрачновато-обвинительный тон ветхозаветных заповедей сменяется заботливым, а пренебрежительное отношение к детям - возвышающим их до мудрости Творца заложенной в них.

Во-вторых, во всем Новом Завете нет ни одной заповеди, которая повелевала или рекомендовала бы нам наказывать детей. Более того, во всех 27-ми книгах нет ни одной фразы, произнесенной Иисусом, апостолами или кем-либо другим, которая бы положительно оценивала наказание родителями своих детей. Это наводит на размышления, учитывая, что в Ветхом Завете такие заповеди даются неоднократно.

В-третьих, ничего не говорится о системе исправления плоховоспитанных, в то время как вся ветхозаветная система воспитания, основанная на наказаниях, является, по существу, системой исправления.

В-четвертых, не говорится о необходимости дисциплины.

И самое главное. Ветхозаветный подход основан на предположении, что воспитатель лучше и мудрее ребенка. Новозаветный же предполагает, что безгрешный ребенок лучше подпорченного грехом взрослого и что в нем (ребенке) заложена свыше мудрость несравненно превосходящая "мудрость" воспитателя.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Направленность заповедей

Такая смена подхода к детям, в общем, соответствует изменению отношений Бога со своим уже более зрелым народом (Иер.31:31-34).

О наказаниях.

Над этим пунктом следует поразмыслить еще и потому, что многие люди даже неплохо знающие Библию уверены, в том, что она рекомендует родителям строить систему воспитания на строгости, дисциплине и наказаниях. Обычно сторонники наказаний приводят отрывок из «Послания к Евреям» (Евр.12:6-11).

Евр.12 6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. 7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. 9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? 10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. 11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Отрывок этот, очевидно, не касается воспитания детей. Он приводится в контексте необходимости стойкости и терпения в отстаивании своей веры: автор послания приводя пример «героев веры» (Евр.10:38-12:1), и Иисуса (Евр.12:2-3), говорит о неизбежности страданий (Евр.12:4-11). Это трудный вопрос (вопрос страданий), о который спотыкаются многие, идущие к Богу. Поэтому столь уместны в послании объяснения, почему Бог не только допускает страдания (в т.ч. и праведников), но и сам, наказывает детей своих. Для пояснения своей мысли автор использует наиболее близкий пример из повседневной жизни людей: наказание детей их земными родителями. Пример понятный всем – и ветхозаветным иудеям, которые наказывали детей согласно закону Моисея, и нашим современникам, которые тоже не могут пока обойтись без наказания детей своих. Однако в данном стихе не содержится рекомендаций земным родителям наказывать своих детей и не дается оценки таким наказаниям. Некоторые считают, что такая оценка дается в стихе 11, но этот стих, являясь продолжением стиха 10, касается наказания взрослых, т.е. грешников, «Отцом духов». На это же указывает слово «всякое» в начале стиха 11. Очевидно, оно может относиться только к наказанию Богом, т.к. не всякое наказание людьми «доставляет мирный плод праведности» (терроризм, псих, расстреливающий подростков на дискотеке в наказание за обиду, кем-то ему нанесенную). Не богодухновенное деление текста Библии на главы и стихи создает некоторое впечатление автономности стиха 11, и следовательно, применимости его и к наказанию людьми.

Другой соблазн толковать стихи Евр.12:5-11 как заповедь земным родителям наказывать своих детей проводится через некоторые логические умозаключения, смысл которых состоит в том, что раз Бог наказывает своих детей и это хорошо, то и земные родители должны наказывать своих. На самом деле, используемая здесь логика некорректна и приводит к опасным выводам. Так, например, Гитлер оправдывал проводимое им уничтожение народов тем, что и Бог это делал и одобрял.

Очевидно также, что и духовная преемственность Ветхого и Нового Заветов не дает нам повода подменять новозаветные заповеди о воспитании ветхозаветными, основанными на страхе наказания, т.к. Новый Завет предлагает совершенно новый подход к проблеме суда и наказания (Матф.7:1-5).

Разбираемый нами отрывок (Евр.12:5-11) очень полезен для правильного понимания наших взаимоотношений с Богом. Стоит поразмыслить над ним, чтобы хотя бы частично понять глубокий смысл, заложенный там, но опасно нагружать его смыслом, не предусмотренным автором послания.

Еще один близкий по теме стих - Откр.3:19, тем более, никак нельзя считать заповедью родителям наказывать своих детей.

В современной психологии хорошо разработаны подходы к наказанию, соответствующие духу христианского учения, с которыми можно ознакомиться в литературе [3,5,6,8].

О системе исправления.

Мы знаем, что идеальное воспитание невозможно, что ни один родитель не может обойтись без того, чтобы время от времени исправлять свой воспитательный брак (непослушание детей, их лень, дурные привычки и т.д.). Стандартным приемом здесь является наказание (заметим, кстати, что при этом виновник плохого воспитания наказывает его жертву – справедливость наизнанку). Это принято и в общекультурных и в ветхозаветных подходах. Почему же и сам Иисус и ученики его начисто игнорируют необходимость исправления, почему ни одно их слово об этом не попало в Писание? Неужели они верили, что будущие родители-христиане станут идеальными воспитателями? Но ведь они прекрасно знали, что такое есть человек.

Один из аргументов в пользу мудрости такого подхода мы находим в известной книге христианского писателя-психотерапевта Р. Кэмпбелла «Как по-настоящему любить своего ребенка» [2]. В одной из последних глав, посвященной дисциплине и наказаниям он пишет:

Пожалуйста, помните то, о чем вы прочли в предыдущих главах, потому что я перехожу к изложению очень непростого материала и с нелегким сердцем решаюсь опубликовать его. Почему? Потому что многие родители читают книги, подобные этой, только для того, чтобы извлечь информацию, которая им нужна для оправдания уже сложившихся у них представлений о принципах воспитания. Я боюсь, что родители используют на практике лишь эту одну главу и совершенно упустят тот факт, что к наказанию надо прибегать только в крайних случаях.

Христос более последователен. В богодухновенных книгах Нового Завета нет ни одной фразы о воспитании детей, которая стала бы соблазном отказаться от более трудных на первых порах христианских подходов. Но люди сами придумывают такие фразы и мысли, приписывают их Библии и верят им более, нежели писаному Слову.

О дисциплине

Вопрос дисциплины интересен как в теоретическом, так и практическом плане. Апологеты дисциплины, связывают ее, в основном, с послушанием и повиновением родителям. Однако роль дисциплины, конечно, гораздо шире. Она помогает успешно учится, избегать вредного влияния дурного окружения, всяческих соблазнов и т.д. Тот, кто обладает естественной внутренней дисциплиной легче вписывается в коллектив, успешнее недисциплинированных. Т.о. дисциплина - это важная характеристика человека и важно, чтобы в ребенке она была.

На первый взгляд кажется, что поборники дисциплинарных подходов к воспитанию правы и делают хорошее дело. Но попробуем разобраться в проблеме поглубже. В их подходах и методиках [10] дисциплина воспитывается на основе страха наказания, желания получить положительное подкрепление и избежать отрицательного (т.н. корректировка поведения, см. напр. [2] стр.136). Т.е. вырабатываются набор приобретенных инстинктов, на которых и держится такая дисциплина. Естественные механизмы дисциплины (которые, кстати, у детей довольно сильны), основанные на врожденных (т.е. Богом данных) инстинктах, навыках и задатках, при этом подавляются. Т.о. считается, что надо сломать естественный, якобы не совершенный, механизм дисциплины (Создателем заложенный в ребенка) и создать свой, более совершенный. На самом деле этот созданный механизм дисциплины, опирающийся на страх наказания и другие подобные внешние стимулы - это по существу лишь костыль дисциплины. Он, как и любой костыль, представляет массу неудобств пользователю (т.е. ребенку), который, естественно, будет всегда стремиться его отбросить, и, несмотря на значительные усилия по его поддержанию со стороны воспитателей (ох, нелегкая это работа), вероятнее всего отбросит в подростковом возрасте. Тут-то родители, пошедшие на поводу у поборников дисциплинарных подходов, и получают полный букет тяжелых, практически неразрешимых проблем от ставших неуправляемыми чад своих: ведь и костыль дисциплины выброшен, и естественный механизм давно сломан.

Но как же быть, что делать? Ведь естественный ребенок на каждом шагу норовит сотворить что-то, что нам очень не нравится, и даже опасно для его здоровья и жизни: не хочет спать или есть, когда давно пора, пытается сломать дорогую вещь, засунуть что-то в электророзетку (последний пример в исполнении поборников дисциплинарных подходов умиляет изысканностью садизма: устрашите ребенка, чтобы он при вас под страхом тяжких ременных побоев к розетке не подходил, а засунул туда свои нежные пальчики, когда Вас поблизости нет и опасность ремня, естественно, отсутствует. С практической точки зрения, впрочем, этот пример малоинтересен, т.к. родителям, в доме которых, есть доступные малым детям открытые розетки нужно одевать на шею то, что описывает евангелист в Лук.17:2). Ответ прост: делать то, что делают умелые, успешные родители - научиться искусству ладить с детьми и управлять ими с любовью. Не всегда это получается и у искусных родителей, но если в Вас есть любовь и желание, то научиться этим гораздо более приятным, чем розга, методам управления можно. При этом Вы сделаете доброе дело, отказавшись от прямых методов дисциплинирования, основанных на подавлении воли ребенка, страхе наказания, навязывании чувства вины, которые неэффективны и вредны, т.к. они не способны воспитать в ребенке внутренней дисциплины, которая так понадобится ему в жизни, и приводят к эффекту противоположному желаемому, воспитывают такие отрицательные качества характера как страх, скрытность, двуличие и т.п.

О мудрости в детях и у родителей

Ветхозаветный подход, призывая к переделке и исправлению детей грубой родительской силой, игнорирует необходимость учета состояния ребенка, т.е. «обратную связь» (Прит. 19:18), и отрицает мудрость, заложенную Богом в ребенка. Мудрость, которую, как учит нас Новый Завет, (Рим. 1:19-20). Мудрость, которая проявляется через естественные потребности, заложенные в ребенка, через врожденные задатки, инстинкты и т.п. Мудрость, на которую явно указывает Христос (Матф.18:2-4).


Система воспитания, основанная на учении Христа

Во-первых, необходимо исходить из того, что Бог – мудрый творец, а ребенок – его совершенное гармоничное творение (Быт.1:27,31; Матф.18:3-4), а не некая «недоделка», которую нужно улучшать, исправлять, ломать, переделывать (как это считают сторонники подходов, основанных на наказании). Творцом заложено в ребенка все необходимое для его успешного развития. Более того, зная какие мы неважные воспитатели, Он не доверяет нам активную роль на самых ответственных этапах развития ребенка (первый год жизни). Он сам направляет процесс, в основном, через врожденные инстинкты и навыки, заложенные как в ребенке, так и в родителях, отводя последним лишь пассивную роль. Это касается таких навыков, как умение ходить, говорить (вернее, освоение языка, или даже нескольких языков) и т.д. Большинство родителей не справляется даже с этой пассивной ролью, о чем говорит тот факт, что большая часть детей шепелявит, картавит и не может правильно произносить многие звуки даже в школьном возрасте.

В моей семье не было никаких проблем с речью детей. Простые игры, направленные на ее развитие не только избавили ее от всех дефектов, но и доставляли массу радости, как детям, так и родителям. Наказания здесь не эффективны и лишь множат «головную боль воспитателей».

Во-вторых, Творцом создан мудрый механизм, обеспечивающий всестороннее гармоничное развитие ребенка. Родителям в нем отводится хотя и очень важная, но не решающая роль. Если этот механизм не сломан, то роль решающая остается за Творцом, а родителям предлагается работа помощников, ассистентов, строителей, воплощающих в жизнь проект Архитектора.

Главными составляющими этого механизма являются:

Безграничная вера ребенка в родителей

Маленькому ребенку недоступно понятие небесного Бога. Но понятие Бога он, тем не менее, имеет, и весьма совершенное, так как в отношении маленького ребенка к родителям присутствуют все компоненты, из которых складывается правильное отношение человека к Богу. Это безусловная любовь (αγαπη) – нежное отношение к своим братьям и сестрам, прототип любви к ближнему взрослых. Это абсолютная вера во всемогущество, всезнание, мудрость родителей, в то, что они способны спасти, помочь и защитить от всех бед и невзгод. Это и страх. Библия говорит о страхе Господнем, психология утверждает, что одним из основных ощущений маленького и беспомощного ребенка является страх перед внешним миром, способным раздавить, и окружающими людьми, в т.ч. и родителями [9].

При правильном воспитании понятие Бога ребенка постепенно выделяется, выводится из его понятия родителей. Бог остается всесильным, абсолютно мудрым и справедливым, а родители - просто сильными, эрудированными, любящими.

Любознательность

Страсть к познанию окружающего мира, сотворенного Богом, - один из основных движущих мотивов, управляющих поведением ребенка. Если мотив этот не подавлен родителями в раннем детстве, то он становится основой для успешной учебы, творчества (подробней см. на http://baby.komi.com/Faculties )

Задатки практически неограниченных способностей

Библия говорит, что создан человек по образу и подобию Творца (Быт.1:27). Современная наука доказывает, что способности любого нормального человека можно развить до уровня лучших мировых посредством непростого длительного и грамотного воспитания (deliberate practice)[11]. Подробней см. на http://baby.komi.com/Faculties

Применение христианских принципов в воспитании

Мы более или менее последовательно применяем основные христианские принципы в своей взрослой жизни, но в отношении детей и их воспитания чаще всего их забываем или даже, почему-то отвергаем. В первую очередь стоит отметить следующие:

Покаяние

Библия учит, что нет людей безгрешных (Рим.3:10). Мы ограничены, часто ошибаемся, не всегда можем противостоять похотям и соблазнам. Ошибки в воспитании детей особенно опасны. Если гончар (горшечник) может сам заметить ошибки в своей работе и, выбросив или пустив на «неблагородное употребление» бракованную продукцию, внести поправки в производственный процесс, то воспитатель гораздо менее способен замечать свои ошибки. При этом он склонен винить в своем «браке» кого угодно вплоть до Бога. Христианский настрой на анализ своих поступков и готовность исправиться и изменить свое отношение (а это и есть покаяние) очень полезен воспитателю. Противоположный, обвиняющий во всем слабую сторону, - не приносит хороших плодов.

Пост и жертва

Дети учатся не на наших нотациях, а на нашем примере. Мир навязывает нам массу пустых и вредных привычек, качеств, занятий. Пост – это временный или полный отказ от чего-то, что приносит удовольствия. Если у вас появились дети, вы обязаны пересмотреть свой образ жизни и отказаться от многого, что может ввести ваших детей в соблазн. Это касается и употребления неполезной детям пищи, алкоголя, бесцельного времяпровождения. Лишь очень немногие семьи способны отказаться ради детей от телевизора, сериалов и всего дебилизма, с ним связанного.

Сопереживание, сострадание, прощение, милосердие

Обычный человек очень плохо умеет слушать и вникать в смысл говоримого собеседником, а следовательно, и сопереживать его проблемам. А без этого не может быть ни настоящего прощения, ни милосердия. Разработаны специальные подходы и приемы, позволяющие существенно улучшить способность понимать и сопереживать («активное слушание» и т.п.) [5,6]. Они не очень привычны обычному человеку и требуют специального освоения (тренинг). Подходы, основанные на дисциплине и наказании, отрицают саму необходимость понимания и сопереживания и, естественно, закладывают прочный фундамент проблемы «отцы-дети».

Молитва

Родитель, регулярно молящийся за своих детей, просящий мудрости у Бога в решении детских проблем, получает помощь свыше и огражден от многих ошибок и соблазнов неправильных путей воспитания.

Неформальное отношение (Матф.15:8)

На протяжении всего Ветхого Завета Бог старался отучить свой народ от формального поклонения, формального отношения к Нему, но к приходу Христа самые ревностные Его служители – фарисеи - так и остались формалистами. Так и многие родители ограничиваются лишь формальным исполнением своих обязанностей (зарабатывание денег и т.д.). Особенно часто этим пороком страдают отцы. Как результат, дети часто чувствуют себя сиротами, даже во внешне вполне благополучных семьях.


Два принципа успешного воспитания

1. Максимально полное и правильное удовлетворение потребностей ребенка, заложенных Создателем (принцип любви).

2. Принятие отношения ребенка к миру, состоящего в том, что мир, созданный Богом настолько интересен, что лучшее занятие в этом мире - изучать и познавать его.

Христианские подходы к воспитанию

Все известные разумные подходы к воспитанию можно разделить на три типа (мы не касаемся патологических подходов):

Авторитарное воспитание – «(А.в.), педагогическая концепция, согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность детей, А.в. препятствует развитию их активности, индивидуальности, ведет к конфронтации между воспитателями и воспитанниками. В результате человек вырастает пассивным, безответственным, склонным к конформизму». (Педагогический энциклопедический словарь http://dictionary.fio.ru/article.php?id=33).

Авторитетное (помогающее) воспитание - «держится на авторитете родителей. Оно основано на безусловной любви. Используя этот метод родители самыми разнообразными способами проявляют свою любовь к ребенку, но в тоже время мягко корректируют его поведение в случае необходимости» [4].

Попустительское – воспитание, пущенное на самотек, когда родители не хотят или не могут искать и осуществлять приемлемых решений возникающих проблем. В таких семьях дети часто манипулируют родителями, особенно, если родители пытаются сочетать попустительские подходы с авторитарными.

Этот подход часто путают с описанным выше помогающим, поскольку и там и здесь учитывается что-то исходящее от ребенка, но они не имеет ничего общего. Помогающие подходы учитывают естественные потребности ребенка, данные ему от Бога, в попустительских родители идут на поводу у детских капризов (кстати, зачастую вызванных тем, что не удовлетворяются их естественные потребности). Помогающие подходы основываются на знаниях, родительском труде, планировании, любви, родители контролируют ситуацию. В попустительских все это игнорируется, родители часто идут на поводу у сеюминутных детских прихотей.


Авторитарный и попустительский подход доступен всем. Помогающий же (авторитетный) предполагает наличие авторитета воспитателя, а следовательно, усилий по его поддержанию. Реально осуществлять это могут далеко не все (так же как и стать христианином). Кому-то мешает лень, кому-то его воспитание, предрассудки, греховная испорченность и т.д.


Заметим, что указанные подходы не совместимы друг с другом. Наихудшие результаты дает попытка применять их одновременно. Например, когда один из родителей, основывается на авторитарных, а второй на попустительских методах. Плох и умеренно авторитарный подход, когда родители пытаются совместить на одинаковом уровне важности любовь, строгость, дисциплину. Плох, потому, что он неизбежно ведет к подмене безусловной любви условной (я люблю тебя, когда ты послушный). Ребенок будет постоянно сомневаться в Вашей любви, что сделает невозможным настоящую близость между вами.

Весь многовековой опыт воспитания, проводимые психологами исследования показывают [4], что только второй из них - авторитетный – приводит к положительным результатам, когда дети принимают систему моральных и духовных ценностей родителей. Первый и третий одинаково плохи, причем авторитарный даже несколько хуже.

Ветхозаветный подход - однозначно авторитарный. В 60-х годах ХХ века западное общество приняло как основной попустительский подход, отвергнув авторитарный и, не получив ожидаемого положительного эффекта, огульно обрушилось на все методы, кроме авторитарных, не делая никакой попытки разобраться в них, обвиняя и преследуя сторонников других подходов.

Новый Завет, как мы видим, отвергает как авторитарный, так и попустительский подходы. Хотя он и не приводит прямых заповедей и непосредственных рекомендаций по применению подходов, основанных на личном примере, т.е. авторитетных, но весь дух христианского учения соответствует этому подходу (Мар.9:50; … - и множество других). Ориентируя родителей на строгость и дисциплинарные подходы в воспитании, мы настраиваем их на негодные дисциплинарные методы, закрывая им хотя и более сложный (узкий), но правильный путь.

Отметим хитрую уловку сатаны: «копья ломаются» по поводу того, какой подход лучше авторитарный или попустительский. При этом правильный подход тихо маскируется.


Почему всезнающий Бог
не дал в Ветхом Завете
совершенного решения вопроса воспитания

Подумаем – был ли у Него вариант лучший, чем тот, что Он реализовал?

Мы знаем, что проблема детства не единственная, по которой Бог не предложил в своему народу идеально совершенного решения законе Моисеевом. В Библии мы находим множество таких примеров. Возможно, не случайно основной отрывок, где Христос говорит об отношении к детям (Мар.10:13-16), размещен в Евангелиях рядом с эпизодами, где Иисус отвергает ветхозаветное отношение к разводу (Мар.10:2-12) и богатству (Мар.10:17-31).

Идеальное решение часто оказывается не только бесполезным, но и вредным, из-за того, что оно непонятно и неисполнимо для неподготовленных людей. В таких случаях предлагается подходы практически полезные, которые заставляют применяющих их расти и постепенно прийти к принятию более совершенных подходов (ср. жертвоприношения (Евр.9:9; 10:6,11), левитское священство (Евр.7:11), закон воздаяния – «Око за око, и зуб за зуб» (Матф.5:38), отношение к суду (Матф.7:1-5) и наказанию виновных (Рим.12:17-19; Матф.5:39), проблема развода (Матф.19:8) и т.д.). Когда же это временное решение выполнило свою «детоводительскую» функцию, оно должно быть оставлено, чтобы перейти на следующую, предлагаемую уже Христом ступень (Гал.3:24-26).

Закон Моисеев и Ветхий Завет были призваны воспитать и привести к принятию Мессии «жестоковыйный», постоянно ропщущий, во многих отношениях ограниченный народ, который детей за людей не считал, а дочерей на поругание отдавал. Когда Христос провозглашал (словом или действием) новые принципы отношения к детям, Его не понимал никто. Человечеству нужно было пройти длинный полуторатысячелетний путь развития под влиянием идей Христа, прежде чем оно стало что-то понимать в Его учении о детях. Процесс осознания идет и поныне. Передовая мысль приняла идеи Христа, с их учетом развиваются психолого-педагогические науки и методологии. Но есть множество учителей, которые не хотят или не могут идти дальше Соломона и отрицают явно или замаскировано само существование новозаветного учения о воспитании детей.


Полезны ли кому-нибудь ветхозаветные подходы сейчас

Может ли плохой родитель (пьяница, бездельник, бездушный и бездуховный, до примитивизма деградировавший) успешно воспитать детей на личном примере (а ведь это – личный пример - основа правильных подходов)? Ответ очевиден. Правильные, христианские воспитательные подходы предполагают наличие правильных воспитателей или хотя бы стремящихся таковыми быть. Поэтому, они непригодны воспитателям невоспитанным (а таких, увы, большинство). Путем дрессировки, основанной на страхе наказания, такой воспитатель может избавить ребенка от некоторых вредных качеств. В некоторых отношениях такое воспитание лучше его отсутствия, но, во-первых, такими методами трудно достичь результатов даже среднего уровня, а во-вторых, вредные побочные эффекты могут превысить положительный результат. Это особый вопрос – как лучше воспитывать своих детей тем, кому лучше бы вообще не быть родителями, кому «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море» (Лук.17:1-2). Мы его здесь не касаемся. Эти родители книг не читают, советов разумных не ищут.

Те же, кто учит родителей, стремящихся быть правильными воспитателями, строить свою воспитательную систему на дисциплине и страхе наказания, ввергает их в соблазн. Соблазн оставить верный, но трудный путь через перевоспитание себя, покаяние, изучение науки воспитывать. Как верные слуги сатаны такие учителя вместо реальной помощи по овладению наукой воспитывать выдают колеблющимся родителям индульгенции, позволяющие им отказаться от необходимой, но трудной и зачастую на первых этапах малоприятной работы, чтобы получить полный букет неприятностей, головной боли, потери здоровья и т.д., в дальнейшем, когда уже трудно что-то исправить. Их лжеучение как бы снимает вину с плохих воспитателей и обвиняет Бога в невоспитанности их детей. Их лжеучение создает иллюзию, что даже погрязший в грехах и деградировавший до примитивизма родитель может успешно воспитывать детей без какой бы то ни было душевной работы, не меняя себя и ничем не жертвуя.


Вызывает удивление как учение, в основе которого нет ни одной(!) христианской ценности, ни одного христианского принципа, а все принципы, на которых оно основывается, отвергнуты Иисусом и его учениками, столь успешно выдается за христианское.



Литература:

  1. Библия. Современный перевод.
  2. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка/ Пер. с англ. 5-е изд., Пер. с англ. - СПб.: “Мирт”, 1998. - 160с. (Campbell R. HOW TO REALLY LOVE YOUR CHILD)
  3. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 1999. - 192 с. (Campbell R. KIDS IN DANGER)
  4. Кэмпбелл Р., Лайкс П. Как понять своего ребенка / Пер. с англ. — 3-е изд. - СПб.: Мирт, 2001. - 158 с. (Dr. Campbell R., Likes P. How to really know your child)
  5. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training - PET)
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»
  7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  8. Прайор К. He рычите на собаку! Селена +, 1995
  9. Томас А.Харрис Я — О'Кей, Ты — О'Кей
  10. Добсон Джеймс. Непослушный ребенок. СПб.:"Мирт" 1998. - 224 с.
  11. K. Anders Ericsson, Ralf Th. Krampe, and Clemens Tesch-Romer. The Role of Deliberate Practice in the Acquisition of Expert Performance. Psychological Review 1993, Vol. 100. No. 3, 363-406